Убедительная просьба добавлять действия, коментарии к сообщениям и участвовать в голосовании о целесообразности блога! Ваши действия стимулируют развитие данной темы!


Внимание!!!

Оказываются услуги по решению проблем с воспроизводством, а также узи диагностика стельности и патологий репродуктивной системы коров. Цены и обратная связь внизу страницы на кнопке"важная информация"

понедельник, 22 ноября 2010 г.

инфекционный ринотрахеит

В этой статье хотелось бы поговорить о таком заболевании как инфекционный ринотрахеит. Ирт наносит большой ущерб хозяйству. Для взрослых животных это связано с нарушением воспроизводительной функции: удлинение сервис-периода как следствие "выдаивание" коров, для  молодняка это в первую очередь респираторные заболевания.
Для начала научное описание:
Rhinotracheitis infectiosa bovilum
  Определение. Инфекционный ринотрахеит (пузырьковая сыпь, инфекционный вульвовагинит, инфекционный некротический ринотрахеит, инфекционный ринит, красный нос, инфекционный катар верхних дыхательных путей) — остро протекающая контагиозная болезнь крупного рогатого скота, характеризующаяся поражением дыхательных путей, лихорадкой, общим угнетением и конъюнктивитом. В некоторых случаях появляется пустулезный вульвовагинит и баланопостит при попадании вируса в половые органы животных. У беременных животных неизбежны аборты. 
 Историческая справка. Впервые болезнь зарегистрирована в США в 1950 г. у откормочного скота N.G.Miller (1955). Вирус выделен H.Madin et al.  (1956) из носовых истечений телят с острым респираторным заболеванием. После этого инфекционный ринотрахеит (ИРТ)  обнаружен в различных странах мира. В бывшем СССР сходное по клиническим и патологоанатомическим признакам заболевание наблюдал в 1938 г. Ф.М.Пономаренко (1940). Вирус впервые выделил Н.Н.Крюков в 1969 г. от больных телят из хозяйств Тамбовской области. В результате проведенных исследований установлено, что ИРТ имеет тенденцию к более широкому распространению  в животноводческих хозяйствах мясо-молочного направления и особенно в хозяйствах с высокой концентрацией сборного поголовья.
Эпизоотологические данные. В естественных  условиях инфекционным ринотрахеитом болеет крупный рогатый скот, особенно тяжело - телята и молодняк на откорме. Кроме того, генитальная форма заболевания установлена у беловежских зубров. При серологическом обследовании различных видов копытных  жвачных антитела к вирусу ИРТ установлены в Танзании у взрослых буйволов. Лабораторные животные к вирусу не чувствительны, однако в ВИЭВ были проведены исследования по адаптации вируса инфекционного ринотрахеита к белым мышам (Н.Н.Крюков, А.Г.Глотов, 1987). При этом у них отмечались характерные  клинические признаки.  Источником возбудителя инфекции являются больные и переболевшие животные, выделяющие вирус 6—12 мес. после выздоровления. Очень опасны быки-производители, переболевшие генитальной формой и длительное время содержащие вирус в сперме. Из организма животных вирус выделяется с секретом из носа и глаз, истечениями из половых органов, со спермой, молоком, мочой, калом. Заражение происходит аэрогенным, контактным путем и при случке. Факторами передачи возбудителя инфекции служат инфицированные воздух, корма, подстилка, предметы ухода за животными, одежда и руки обслуживающего персонала, инструментарий и др. Нами (П.А.Красочко, П.П.Фукс и соавт., 1994) установлено, что одним из путей сохранения в природе и передачи чувствительным животным являются бактерии, в частности, Bacillus alvei — возбудитель европейского гнильца пчел, который в своем геноме содержит нуклеиновую кислоту  вируса ИРТ. Инокуляция телятам убитой и дезинтегрированной бактериальной массы вызывает заражение, подтверждающееся клинически и серологически. Заболевание не имеет выраженной сезонности. На комплексах по выращиванию крупного рогатого скота (нетелей или откорму бычков) инфекционный ринотрахеит проявляется в виде периодических вспышек, возникающих на 5—7-й день после завоза сборного поголовья телят, предназначенных для комплектования групп животных в помещениях комплексов и ферм.  Вначале заболевают отдельные животные, затем количество их быстро нарастает, достигая максимума на 9—14-й день. Вспышка заболевания длится до 21—24 дней, в течение которых подвергается заражению до 95% животных. При инфекционном ринотрахеите летальность достигает 25%. Для ИРТ характерным является осложнение секундарной микрофлорой, что обусловливает более тяжелое течение заболевания и более высокую летальность (до 40%). В  неспециализированных хозяйствах и мелких фермах инфекция протекает значительно слабее и бессимптомно.
   К вирусу инфекционного ринотрахеита чувствителен плод крупного рогатого скота: внутриутробное заражение приводит к  его гибели  или возникновению иммунологической толерантности. Нами (П.А.Красочко, 1985—1999; И.А.Красочко, 1989—1997) проведено серологическое обследование крупного рогатого скота и овец из животноводческих хозяйств Республики Беларусь и беловежских зубров на наличие антител  к вирусу ИРТ. Результаты исследований представлены в табл. 6.                      
          Таблица 6 Результаты исследования сывороток крови от копытных жвачных на наличие антител к вирусу инфекционного ринотрахеита  


Клиническое состояние и возраст
Исследо-вано проб
Положительный результат (%)
Клиническое состояние и возраст
Исследовано проб
Положи-тельный результат (%)

Крупный рогатый скот
Беловежские зубры

Коровы, 3—10 лет, клинически здоровые
2302
62,4
Самцы, начальная стадия некротического баланопостита 1—10 лет
9
66,7

Телята, 1—6 мес., больные ОРЗ
1062
37,9
Самцы, больные некротическим баланопоститом 1—10 лет
21
76,2

Телята, 1—6 мес., переболевшие ОРЗ
1202
60,6
Самцы, клинически здоровые, старше 10 лет
5
80,0

Телята старше 6 мес., клинически здоровые
308
65,9
Самцы, клинически здоровые, 1—7 лет
7
57,1

Телята до 1 мес., клинически здоровые
312
29,5
Самки, клинически здоровые, старше 10 лет
13
53,9

Коровы абортировавшие
62
77,4
Самки, клинически здоровые, 1—7 лет
9
44,4




Овцы

Коровы с гинекологическими заболеваниями
24
83.3
Взрослые овцы в возрасте  1—5 лет
262
76,7

Коровы, многократно перегуливающие
39
94,9
Ягнята, переболевшие ОРЗ
88
29,5


   Представленные в таблице данные свидетельствуют о достаточно широком распространении инфекционного ринотрахеита в  Беларуси и его роли в заболеваемости животных с различной патологией. Биологические свойства возбудителя. По современной классификации возбудителем ИРТ является ДНК-геномный вирус, принадлежащий к семейству Herpetoviridae, роду Herpesvirus I. Свойства вируса ИРТ общие для всех представителей рода Herpesvirus и включают: центральное ядро двухцепочнонй ДНК, окруженное икосаэдрическим капсидом, состоящим из 162 камсомеров; формирование капсидов в ядре клетки-хозяина и почкование их на ядерной мембране при созревании; наличие трехслойной оболочки, состоящей из компонентов вируса и клетки-хозяина; продуцирование внутриядерных телец-включений; способность к длительной персистенции, латенции и рецидивам заболевания. Вирусные частицы имеют следующие размеры, установленные различными способами: 175 нм — метод фильтрования; 148—210 нм — метод ультрацентрифугирования; 100—300 нм — электронная микроскопия. Диаметр нуклеотида — 36—45, молекулярный вес ДНК — 92—102?106 дальтон, диаметр нуклеокапсида — 82—110 нм. Константа седиментации зрелого вириона 1630—1830 S; плавучая плотность в градиенте плотности сахарозы — 1,248—1,267.
   Культивирование возбудителя. Для культивирования вируса ИРТ применяют различные культуры клеток из тканей крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, реже — свиней и кроликов.  Этот вирус обладает широчайшим тканевым тропизмом. Он может инфицировать клетки надпочечников, вилочковой, щитовидной и поджелудочной желез, семенников, легких, лимфатических узлов, почек как крупного рогатого скота, так и других видов животных. При изучении ЦПД в неокрашенных препаратах в клеточном монослое заметно округление клеток, зернистость, расположение их кучками в виде скоплений, конгломератов —  в виде гроздьев винограда. В связи с тем, что вирус ИРТ вызывает разнообразные клинические симптомы у крупного рогатого скота, были проведены многочисленные исследования по дифференциации штаммов герпесвирусов I, вызываемых различные формы заболевания. Были использованы многие методы, такие, как нейтрализационная кинетика, термолабильность, электронное микроскопирование, размножение в тканевых культурах, плавучая плотность, величина бляшек в клеточных культурах, устойчивость к трипсину, зональный электрофорез, рестрикционный анализ, позволившие установить некоторое различие между штаммами вирусов, вызывающих ИРТ и пустулезный вульвовагинит. Однако эти различия не обнаруживают зависимости между клиническими признаками заболевания и геномным анализом данных штаммов. Это позволило предположить, что только путь инфицирования и тип хозяйства могут быть более важным фактором для клинического проявления заболевания, чем штамм вируса.
Патогенез инфекционного ринотрахеита. Особенностью вируса ИРТ  является то, что он имеет тропизм к клеткам органов дыхания, размножения,  конъюнктивы, желудочно-кишечного тракта, почек. В результате репродукции вируса в чувствительных клетках наступает их дегенерация, теряется их функция. При этом угнетается иммунная система и нарушаются обменные процессы организма. В зависимости от локализации возбудителя в организме, места его репродукции отмечают и разнообразные клинические признаки болезни.
 Клинические признаки болезни. В зависимости от локализации патологического процесса различают несколько форм болезни — респираторную, конъюнктивитальную, нервную, генитальную, абортивную, кожную, стомальную, энтеральную. В патологии крупного рогатого скота наибольшее распространение получили респираторная, генитальная, абортивная формы, которые и наносят большой экономический ущерб животноводству. Ряд исследователей установили взаимосвязь течения энтеральной, генитальной и респираторной форм ИРТ у крупного рогатого скота различных половозрастных групп. Генитальная форма проявления ИРТ у коров протекает с признаками воспаления слизистой оболочки с последующей некротизацией эпителия с образованием пустул и язв. Локализация процесса во влагалище не всегда приводит к нарушению репродуктивной функции. Если же вирус проникает в более глубокие части полового аппарата, например,  при осеменении инфицированной спермой, возникают цервициты, эндометриты, сальпингиты, оварииты, которые носят временный характер, хотя могут наблюдаться случаи продолжительного бесплодного периода, который выражается в многократных перегулах. У стельных животных вирус ИРТ может вызывать гибель эмбриона, на более поздних стадиях стельности — гибель плода и аборт или же рождение нежизнеспособных, гибнущих в первые сутки телят.  Действие вируса на плод выражается в постепенном прекращении плацентарного кровообращения и последующей дегенерации плаценты, что сопровождается абортами  или поражением плода без патологических изменений в плаценте. Это говорит о том, что плод может быть местом первичного размножения вируса. Установлено, что у плодов 90—100-дневного возраста вырабатываются противовирусные антитела, относящиеся к Ig G1, Ig G2, Ig M и Ig А классов. В защите плода принимают участие и неспецифические факторы — интерферон и фагоцитоз.
    Респираторная форма заболевания наиболее часто встречается у молодняка, хотя могут поражаться и взрослые животные. Заболевание клинически проявляется повышением температуры тела, застойной гиперемией, воспалением слизистых оболочек носа, выделением вначале серозного, а затем слизисто-гнойного экссудата. Воспаление слизистой оболочки гортани, трахеи вызывает повышенную секрецию в этих участках, сужение щели гортани и просвета трахеи, закупорку бронхиол, что сильно затрудняет дыхание и усиливает дыхательный шум. В результате этого возникает кашель. При тяжелом течении ИРТ болезнь часто заканчивается гибелью животного. От инфицированных вирусом инфекционного ринотрахеита  коров телята рождаются нежизнеспособными. У них болезнь  протекает в генерализованной форме с поражением желудочно-кишечного тракта.  Так,   вирус инфекционного ринотрахеита крупного рогатого скота вызывает у животных клиническое проявление заболевания с различным течением — генитальным, респираторным, энтеральным, которые взаимодействуют и создают цепь: плод—теленок—взрослое животное.
 Диагноз на инфекционный ринотрахеит ставят комплексно  на основании клинико-эпизоотологических данных, патологоанатомических изменений и лабораторных исследований. Клинико-эпизоотологические данные. Для постановки диагноза с учетом клинико-эпизоотических данных необходимо учитывать следующие моменты: —тип хозяйства, характер комплектации помещений; —время возникновения заболевания от начала комплектования помещения; —характеристика заболеваемости в данном хозяйстве за последних 3—5 лет; —клинические признаки заболевания; —характеристика заболевших животных.  
 Патологоанатомические изменения при инфекционном ринотрахеите. Патологоанатомические изменения характерны для той формы заболевания, от которой животное пало или вынужденно убито. При респираторной форме болезни устанавливают катаральное воспаление и отек слизистой оболочки носовой полости, гортани, трахеи, скопление серозного или гнойного экссудата в носовых ходах и трахее.Иногда на слизистой оболочке носа обнаруживают очаги некроза, кровоизлияния, серозно-фибринозные пленки. Конъюнктива отечна, гиперемирована, легкие увеличены в объеме, просветы бронхов и альвеол заполнены пенистой жидкостью или слизисто-гнойным экссудатом. В случаях, когда ИРТ осложняется секундарной микрофлорой, на слизистой носовой полости и трахеи выявляют очаги некроза, дифтеретические наложения, эмфизему легких, катарально-гнойную бронхопневмонию. При генитальной форме у крупного рогатого скота  выявляют гиперемию слизистых оболочек преддверия вагины у коров, препуция и пениса у быков, появление на них кровоизлияний, пустул, а в более поздние сроки - эрозий и язв. Иногда обнаруживают некротические очаги слизистой оболочки, покрытые дифтероидной пленкой. При патологоанатомическом исследовании некротического баланопостита у зубров, вызванного вирусом инфекционного ринотрахеита, выявляют хроническое катаральное воспаление препуциального мешка, проявляющееся набуханием кожи и подкожной клетчатки. Крайняя плоть набухшая, отечная, сужена с наличием в просвете тягучего экссудата с примесью гнойной жидкости зеленоватого цвета, выход пениса затруднен. Иногда отмечают флегмонозные изменения от пениса до промежности. При некротическом баланопостите отмечается уроцистит. При конъюнктивальной форме при вскрытии обнаруживаются неровности с серыми наложениями, которые придают слизистой оболочке зернистый вид. Иногда отмечается кератоконъюнктивит с помутнением роговицы. При энцефалитной форме, которая проявляется одновременно с респираторной, видимых поражений головного мозга не отмечается. Однако имеется гиперемия мозговых оболочек. При гистологическом исследовании обнаруживают негнойный энцефалит. При энтеральной форме инфекционного ринотрахеита на вскрытии отмечают обезвоживание организма, катаральное воспаление тонкого  кишечника, поражение почек.
    Лабораторные исследования при инфекционном ринотрахеите   включают в себя: —выявление вируса или вирусного антигена в биологическом материале; —выявление антител у больных или переболевших животных; —гистологические исследования. Материалом для выделения вируса или вирусного антигена служат экссудат из носа, влагалища, конъюнктивы, препуция, пораженные ткани респираторных органов, кишечника, а также кровь от больных животных. Вирусовыделение из биологического материала от больных животных проводят на первично-трипсинизированных  клетках почки эмбриона коровы (ПЭК), тестикул бычка (ТБ), перевиваемых клетках почки теленка (ПТ-80 или МДБК). Для вирусовыделения проводят 3 слепых пассажа на культуре клеток и затем проводят идентификацию вируса в одной из иммунологических реакций:  нейтрализации (РН), иммуноферментном анализе (ИФА), непрямой гемагглютинации (РНГА), торможения непрямой гемагглютинации (РТНГА). Выявление вирусного антигена осуществляют из биологического материала — мазков отпечатков из пораженных органов — трахеи, слизистой носовой полости, легких, почек, желудочно-кишечного тракта в в одной из иммунологических реакций:  иммунофлуоресценции (МФА),  иммуноферментном анализе (ИФА). Серологические исследования проводят путем исследования сывороток крови, молока, молозива, носовых секретов на обнаружение специфических противовирусных антител. Для подтверждения диагноза обычно используют парные сыворотки крови, взятые от животных в начале заболевания и через 2—3 недели. Также исследуют  и одинарные пробы крови. Но при этом необходимо учитывать следующее: наличие антител в сыворотках крови от телят до  месячного возраста свидетельствует о состоянии колостральной защиты молодняка; наличие антител у телят старше 4—5-месячного возраста свидетельствует о наличии постинфекционных антител. Наличие антител у взрослых животных в крови, молоке или молозиве свидетельствует о циркуляции возбудителя в стаде и о степени инфицирования животных; наличие антител  в носовых секретах  свидетельствует о местной иммунной защите животных (у переболевших животных — о постинфекционном иммунитете, у вакцинированных животных — о наличии поствакцинальных антител). Для выявления антител к вирусу инфекционного ринотрахеита используют следующие иммунологические реакции:   нейтрализации (РН), иммуноферментный анализ (ИФА), непрямой гемагглютинации (РНГА), задержки гемагглютинации (РЗГА), связывания комплемента (РСК).


  Ну это все теория.  На практике все не так просто. Стоит признать, что диагностика в лабораториях в нашей стране совсем не на должном уровне (особо это касается районных и межрайонных ветеринарных лабораторий). Отрицательный результат от ветеринарной лаборатории при исследовании на ИРТ (да и другие заболевания вирусной особо этиологии) это еще не значит, что заболевания в хозяйстве нет. Много параметров определяет точность диагностики. Это и отбор проб от "правильных" животных, это и правильная консервация патматериала, крови, фекалий, слизи и т. п., это и квалификация лаборатории. Совсем недавно в своей практике я обнаружил пустулы на стенке влагалища коровы, характерные для ИРТ, хотя областная ВетЛаборатория поставила отрицательный диагноз.
  Ввиду ущерба наносимого заболеванием при любой обстановке в хозяйстве по ИРТ, рекомендуется проводить вакцинации как взрослых животных, так и молодняка. при этом рекомендуется применять маркированные вакцины для выработки иммунитета именно к  вирусу вызывающему патологию. На рынке лекарственных препаратов наиболее эффективной вакциной как для коров так и для телят является IBR marker произведенной компанией intervet. Компания Phaizer также производит вакцины против ИРТ: КэтлМастер. Но главное отрицательное отличие вакцины КэтлМастер от IBR marker в том, что вводить ее рекомендуют двукратно до осеменения. Условие это казалось бы выполнить невозможно ввиду того, что сложно предугадать дату прихода животного в охоту особенно на крупных комплексах, где отследить половую цикличность сложно, но сейчас на этих крупных комплексах применяют синхронизацию полового цикла, когда дата прихода животного в охоту заранее известно. Но известно по опыту многих хозяйств эффективность синхронизации составляет 35-45%, поэтому если колоть вакцину перед каждым осеменением, это выльется в большой перерасход вакцины, а значит и высокую стоимость самой вакцинации. IBR marker же применяется в любой физиологический период животного. Таким образом вакцинацию можно проводить массово. Что касается телят, то применение вакцины интраназально по инструкции не совсем удобно. Ну в 14-дневном возрасте это куда не шло, но через 1,5 месяца когда надо проводить ревакцинацию определенные трудности появляются. К счастью представители компании intervet разрешают вводить вакцину при ревакцинации внутримышечно. 

Комментариев нет: